Отраслевую рентабельность легко установить по информации, публикуемой Росстатом в специальных сборниках или на сайте www.gks.ru, они же приложены к Критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.
ФНС пообещала, что ежегодно будет определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, учитываемые в критериях оценки налоговых рисков.
Рассчитываются два показателя: рентабельность продаж и рентабельность активов по данным бухгалтерского учета. Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика. При существенном отклонении (рентабельность налогоплательщика меньше среднеотраслевой на 10% и более) может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций за соответствующий период.
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение величины сальдированного финансового результата от продаж (прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг) к полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (затраты на производство товаров, работ, услуг) умноженное на 100%
Рентабельность продаж исчисляется по формуле:
Рентабельность продаж = | Прибыль от продаж | x100% |
Себестоимость |
Прибыль - строка 050 "Прибыль (убыток) от продаж" формы 2 (до 2011г.)
Прибыль - строка 2200 "Прибыль (убыток) от продаж" Отчета о прибылях и убытках (с 2011г.)
Себестоимость - сумма строк "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" (020), "Коммерческие расходы" (030) и "Управленческие расходы" (040) (до 2011г.).
Себестоимость - сумма строк "Себестоимость продаж" (2120), "Коммерческие расходы" (2210) и "Управленческие расходы" (2200) (с 2011г.).
Если сальдированный финансовый результат от продаж отрицательный (расходы от продаж превышают доходы), величина рентабельности будет отрицательной, а значит, имеет место убыточность.
Примечание: обычно рентабельность продажи рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке, но поскольку налоговая привела именно такой метод расчета – то его мы и берём для расчета.
Пример
Определим рентабельность организации "Альфа"
Прибыль от продажи товаров составляет 1760 тыс.руб.
Себестоимость продаж составляет - 16761 тыс.руб.
Рентабельность проданных товаров составит 10,5% (1760 тыс. руб. : 16 761 тыс. руб. х 100%).
Среднеотраслевой показатель рентабельности продаж для пищевой промышленности равен 9,3%.
Допускается отклонение этого показателя в сторону уменьшения на 10%, то есть минимальный уровень рентабельности составляет 8,37% (9,3% – 9,3%*0,1).
Как видим, у нас рентабельность проданных товаров выше среднеотраслевой. Значит, нет риска по данному критерию.
Под рентабельностью активов понимается отношение сальдированного финансового результата (чистая прибыль) к стоимости активов организации (средняя арифметическая величина валюты баланса на начало и на конец периода), умноженное на 100%. Эта формула выглядит так:
Рентабельность активов = | Чистая прибыль | x100%, где | |
В1 + В2 | |||
2 |
В1 — валюта баланса на начало периода;
В2 — валюта баланса на конец периода.
Для расчета потребуются показатели из Отчета о прибылях и убытках (форма № 2), а также итоговые данные Бухгалтерского баланса (форма № 1) за соответствующий период.
Как и при расчете рентабельности продаж, отрицательная величина чистой прибыли показывает убыточность.
Пример
Рассчитываем рентабельность активов. для этого нужна величина чистой прибыли, то есть значение строки 190 формы № 2 (до 2011г), строка 2400 Отчета о прибылях и убытках (с 2011г.) в нашем примере значение чистой прибыли равно - 915 тыс.руб.
Стоимость активов составляет 14 926 тыс. руб. [(13 270 тыс. руб. + 16 582 тыс. руб.) : 2]. Рентабельность активов составит 6,13% (915 тыс.руб. : 14 926 тыс.руб. х 100%). Средний показатель по отрасли - 9,9%, причем допустимо иметь 8,91% (9,9% - 9,9% х 0,1). А рентабельность активов ООО "Альфа" существенно ниже.
Это говорит о том, что налоговые органы оценят риск совершения такой организацией налогового правонарушения как достаточно высокий. Значит, есть вероятность выездной налоговой проверки по налогу на прибыль.
Что предпринять, если по этому показателю вы в зоне риска
Предоставьте объяснительную.
Основные возможные причины низкой рентабельности продаж:
• Мизерная наценка (такой аргумент особенно актуален для посредников);
• Скидки или другие мероприятия по привлечению клиентов;
• Высокая конкуренция – нельзя продать товар дороже рыночной цены;
• Значительное удорожание сырья;
• Привлечение более квалифицированной рабочей силы.
Возможные причины низкой рентабельности активов:
• Большое количество непрофильных активов (социальные объекты, вспомогательные цеха и т.д.);
• Большой объём дебиторской задолженности (неплатежи либо отсрочка платежей);
• Наличие на балансе большого объёма неликвидов.
Судебно - арбитражная практика
Решения в пользу налогоплательщика
1. Налоговый орган при проверке ОАО "СПВ-Лизинг" установил, что прибыльность общества была обеспечена только за счет возмещения НДС. Не правильно рассчитывалась рентабельность по каждой сделке.
Решение суда: требование налогового органа признать незаконным.
Налоговый орган не представил доказательств неправомерных действий общества
(Постановление ФАС МО от 25.07.2007 № КА-А40/5589-07)
2. Налоговый орган при проверке ОАО "Арктикнефть" установил, что получение займов не привело к увеличению прибыли.
Решение суда: требование налогового органа признать незаконным.
Налоговым органом при определении низкой ликвидности не учтена специфика деятельности предприятия, особенностью которой является то, что затраты на приобретение имущества окупаются в течение нескольких лет путем получения лизинговых платежей.
(Постановление ФАС МО ОТ 28.06.2007 № КА-А40/5970-07: )