11. Отклонение как минимум на 10 % уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

Отраслевую рентабельность легко установить по информации, публикуемой Росстатом в специальных сборниках или на сайте www.gks.ru, они же приложены к Критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

ФНС пообещала, что ежегодно будет определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, учитываемые в критериях  оценки налоговых рисков.

Рассчитываются два показателя: рентабельность продаж и рентабельность активов по данным бухгалтерского учета. Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика. При существенном отклонении (рентабельность налогоплательщика меньше среднеотраслевой на 10% и более) может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций за соответствующий период.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение величины сальдированного финансового результата от продаж (прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг) к полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (затраты на производство товаров, работ, услуг) умноженное на 100%

Рентабельность продаж исчисляется по формуле:

Рентабельность продаж    =    Прибыль от продаж x100%
Себестоимость

Прибыль - строка 050 "Прибыль (убыток) от продаж" формы 2 (до 2011г.)

Прибыль - строка 2200 "Прибыль (убыток) от продаж" Отчета о прибылях и убытках (с 2011г.)

Себестоимость - сумма строк "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" (020), "Коммерческие расходы" (030) и "Управленческие расходы" (040) (до 2011г.).

Себестоимость - сумма строк "Себестоимость продаж" (2120), "Коммерческие расходы" (2210) и "Управленческие расходы" (2200) (с 2011г.).

Если сальдированный финансовый результат от продаж отрицательный (расходы от продаж превышают доходы), величина рентабельности будет отрицательной, а значит, имеет место убыточность.

Примечание: обычно рентабельность продажи рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке, но поскольку налоговая привела именно такой метод расчета – то его мы и берём для расчета.

Пример

Определим рентабельность организации "Альфа"

Прибыль от продажи товаров составляет 1760 тыс.руб.

Себестоимость продаж составляет - 16761 тыс.руб.

Рентабельность проданных товаров составит 10,5% (1760 тыс. руб. : 16 761 тыс. руб. х 100%).

Среднеотраслевой показатель рентабельности продаж для пищевой промышленности равен 9,3%.

Допускается отклонение этого показателя в сторону уменьшения на 10%, то есть минимальный уровень рентабельности составляет 8,37% (9,3% – 9,3%*0,1).

Как видим, у нас рентабельность проданных товаров выше среднеотраслевой. Значит, нет  риска по данному критерию.

Под рентабельностью активов понимается отношение сальдированного финансового результата (чистая прибыль) к стоимости активов организации (средняя арифметическая величина валюты баланса на начало и на конец периода), умноженное на 100%. Эта формула выглядит так:

Рентабельность активов   =    Чистая прибыль x100%, где
В1 + В2
2

В1   — валюта баланса на начало периода;

В2   — валюта баланса на конец периода.

 Для расчета потребуются показатели из Отчета о прибылях и убытках (форма № 2), а также итоговые данные Бухгалтерского баланса (форма № 1) за соответствующий период.

Как и при расчете рентабельности продаж, отрицательная величина чистой прибыли показывает убыточность.

Пример

Рассчитываем рентабельность активов. для этого нужна величина чистой прибыли, то есть значение строки 190 формы № 2 (до 2011г), строка 2400 Отчета о прибылях и убытках (с 2011г.) в нашем примере значение чистой прибыли равно - 915 тыс.руб.

Стоимость активов составляет 14 926 тыс. руб. [(13 270 тыс. руб. + 16 582 тыс. руб.) : 2]. Рентабельность активов составит 6,13% (915 тыс.руб. : 14 926 тыс.руб. х 100%). Средний показатель по отрасли - 9,9%, причем допустимо иметь 8,91% (9,9% - 9,9% х 0,1). А рентабельность активов ООО "Альфа" существенно ниже.

Это говорит о том, что налоговые органы оценят риск совершения такой организацией налогового правонарушения как достаточно высокий. Значит, есть вероятность выездной налоговой проверки по налогу на прибыль.

Что предпринять, если по этому показателю вы в зоне риска

Предоставьте объяснительную.

Основные возможные причины низкой рентабельности продаж:

•  Мизерная наценка (такой аргумент особенно актуален для посредников);

•  Скидки или другие мероприятия по привлечению клиентов;

•  Высокая конкуренция – нельзя продать товар дороже рыночной цены;

•  Значительное удорожание сырья;

•  Привлечение более квалифицированной рабочей силы.

Возможные причины низкой рентабельности активов:

•  Большое количество непрофильных активов (социальные объекты, вспомогательные цеха и т.д.);

•  Большой объём дебиторской задолженности (неплатежи либо отсрочка платежей);

•  Наличие на балансе большого объёма неликвидов.

Судебно - арбитражная практика

Решения в пользу налогоплательщика

1. Налоговый орган при проверке ОАО "СПВ-Лизинг" установил, что прибыльность общества была обеспечена только за счет возмещения НДС. Не правильно рассчитывалась рентабельность по каждой сделке.

Решение суда: требование налогового органа признать незаконным.

Налоговый орган не представил доказательств неправомерных действий общества

(Постановление ФАС МО от 25.07.2007 № КА-А40/5589-07)

2. Налоговый орган при проверке ОАО "Арктикнефть" установил, что получение займов не привело к увеличению прибыли.

Решение суда: требование налогового органа признать незаконным.

Налоговым органом при определении низкой ликвидности не учтена специфика деятельности предприятия, особенностью которой является то, что затраты на приобретение имущества окупаются в течение нескольких лет путем получения лизинговых платежей.

(Постановление ФАС МО ОТ 28.06.2007 № КА-А40/5970-07: )