Рекомендации по подготовке и прохождению камеральной проверки

В соответствии с п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчёта). Согласно п. 5 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если данный день приходится на выходной день (субботу), в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ срок окончания камеральной проверки истекает в ближайший следующий за ним рабочий день. Нормами ст. 88 НК РФ предусмотрен перечень документов, которые могут быть истребованы в ходе проведения камеральной налоговой проверки:

В п. 7 ст. 88 НК РФ указано, что налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчётом) не предусмотрено НК РФ.

Арбитражная практика по данному вопросу показывает, что налоговые органы часто требуют документы без учёта положений ст. 88 НК РФ.

Хорошими сборниками актуальных материалов, которые помогут уберечь организацию от финансовых рисков и найти оптимальный алгоритм налогового и бухгалтерского учета организации являются «Бухгалтерская пресса и книги».

В данном разделе аналитики и эксперты по бухгалтерскому учету и налогообложению, практикующие бухгалтера в доступной форме освещают наиболее интересные и трудные в учете вопросы в своих статьях.

Интересная статья о взаимодействии организации с налоговой инспекцией при проведении налоговой проверки опубликована в журнале «Главная книга» 2010 г. № 19. Статья называется «Камералка: представляем документы или мотивированно отказываем (когда необходимо представлять документы по требованию налогового органа, а когда этого можно и не делать)». Автор — юрист Краснопеева А.Н - в своей статье разъясняет, какие требования о предоставлении документов незаконны. При оформлении и вручении требования о представлении документов суды также требуют соблюдения определённых условий.

Требование должно:

Если эти условия не соблюдены, по мнению автора, требование можно не исполнять. Даже если Вас оштрафуют, штраф можно будет признать незаконным в суде.

Интересные материалы печатает на своих страницах деловой журнал «Клуб главных бухгалтеров». Это ведущее издание в области управления бизнес-процессами и человеческими ресурсами.

В статье канд.экон.наук Кузнецовой В. «Камеральные проверки налоговых деклараций с применением информационной системы налоговых органов», опубликованной в журнале «Клуб главных бухгалтеров» (№ 11, 2010), содержится в обобщённом виде информация о сроках и основных вариантах развития событий при проведении камеральной проверки отчётности, представленной в налоговую инспекцию.

Приступить к проверке налоговый орган может в любой день после того, как сдана отчётность. Но независимо от того, когда фактически началась проверка, срок ее проведения начинает течь со дня, следующего за днем представления отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ). Извещать о начале камеральной проверки налоговые органы не обязаны, так как она проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету) (п. 2 ст. 88 НК РФ) как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.

В зависимости от способа подачи декларации (расчёта) день представления отчётности определяется по-разному (п. 4 ст. 80 НК РФ). Поэтому в случае необходимости налогоплательщик должен быть готовым подтвердить эту дату документами. Автор в статье в таблице приводит сведения о том, на какую дату отчётность считается представленной и как эту дату можно подтвердить.

Налогоплательщик узнает о проведении углублённой камеральной проверки только тогда, когда налоговый орган запросит у него пояснения, истребует документы, начнёт встречную проверку контрагентов и т.п., что является вполне законным.

При выявлении противоречия в отчётности или несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком и имеющимися у налогового органа, налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику для истребования от него необходимых пояснений или внесения исправления в отчётность (п. 3 ст. 88 НК РФ). При получении такого сообщения налогоплательщику предстоит сделать ответственный выбор между несколькими вариантами поведения.

Вариант 1. Представить уточнённую отчётность, которая будет составлена с учётом требований налоговых органов. По поданной уточнённой декларации начинается новая камеральная проверка (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). На практике она также бывает углублённой.

Вариант 2. Не подавать уточнённую отчётность, а представить пояснения. В этом случае налогоплательщикам следует быть готовым к тому, что может быть не только доначислен налог, начислены пени, но и к привлечению к налоговой ответственности (уплате штрафа).

Вариант 3. Налоговое законодательство не запрещает налогоплательщику принять претензии проверяющих частично. Следовательно, возможно подать уточнённую декларацию, в которой частично уточнены налоговые обязательства, и одновременно представить пояснения, которые подтвердят безосновательность претензий в остальной части.

Основным помощником бухгалтера при подготовке отчетности для представления в налоговые органы может стать программный комплекс «Баланс2W». Его цель – обеспечение автоматизации большинства процессов взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами по вопросам подготовки и проверки отчетности, её представления различными способами в налоговые инспекции г.Москвы и других регионов РФ, а также проведение аналитической работы на основе показателей налоговой отчетности, хранящихся в базе данных организации.

Благодаря применению программного комплекса «БАЛАНС-2W» могут быть решены следующие задачи, стоящие перед бухгалтером:
1. Подготовка налоговой отчетности по актуальным оперативно обновляемым формам;
2. Автоматическое заполнение всех расчетных позиций в формах отчетности;
3. Осуществление контроля показателей отчетности по методике камеральной проверки, используемой в налоговых органах с применением контрольных соотношений, что позволяет исправить ошибки в отчетности до ее сдачи в ИФНС;
4. Печать и представление отчетности в налоговые органы посредством бумажных форм и бумажных форм со штрих-кодом;
5. Сдача отчетности в электронном виде, а именно: на дискетах и по каналам связи с использованием услуг всех спецоператоров связи, а именно: Контур-Экстерн, Такском и ГНИВЦ;
6. Формирование архива подготовленных и сданных за предыдущие периоды отчетов;
7. Предоставление уточненных отчетов благодаря наличию форм отчетности прошлых периодов;
8. Проведение консолидации форм налоговой отчетности обособленных подразделений организации, пользующихся «БАЛАНС-2W»;

Помимо уже имеющихся проверочных соотношений, обеспечивающих проверку логических связей между показателями внутри документов и связей с отчетностью прошлых отчетных периодов, в ближайшей перспективе программным комплекс «БАЛАНС-2W» будет дополнен возможностями проведения камеральной проверки комплектов отчетности. Пользователю будет предоставлена возможность выбрать нескольких форм отчетности, например, декларацию по ЕСН и декларацию по взносам на ОПС, и провести проверку отчетности с применением междокументальных контрольных соотношений.

При обнаружении ошибок или неточностей в отчетности в «БАЛАНС-2W» формируется отчет со ссылками на законодательство, что позволяет внести исправления еще до сдачи отчетности в налоговую инспекцию.

Таким образом, еще до проведения камеральной проверки налоговым инспектором пользователи «БАЛАНС-2W» имеют возможность самостоятельно осуществить следующие мероприятия камеральной проверки:
1. Провести визуальную проверку правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);
2. Осуществить арифметический контроль данных отчетности;
3. Провести проверку применения налоговых ставок;
4. Провести проверку правильности исчисления налоговой базы;
5. Проверить сопоставимость показателей отчетности текущего и предыдущего периода;
6. Проверить логические связи показателей проверяемых деклараций или расчетов с показателями деклараций или расчетов по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;

В результате проведения камеральной проверки собственной отчетности до ее сдачи в налоговые органы налогоплательщик значительно повышает вероятность того, что в его отчетности не будут выявлены ошибки или неточности и камеральная проверка будет завершена успешно.